artelyero

Category:

Самый медленный поезд в России

Продолжаю тырить посты, которые мне самому очень зашли. Прочитав об этом поезде, мне прям самому захотелось на нем проехаться. Причем, кажется, вот именно сейчас, в начале сентября, когда в воздухе витают нотки лёгкой предосенней тоски, прокатиться там самое оно, проникнуться атмосферой. 

И еще разок — поздней осенью, под монотонный дождь, ощущая всю глубину вселенской тоски. Хотя, для полноты её ощущения у нас здесь достаточно просто выйти на улицу в любое время года. 

Многие, наверное, знают, что РЖД постоянно рапортует в СМИ об открытии новых скоростных направлениях и запусках все более современных и быстрых поездов по различным направлениям нашей страны. Ласточки, Сапсаны, Стрижи, Аллегро размножаются на наших железных дорогах словно грибы после дождя и соревнуются друг с другом в скорости и комфорте.

Станция Жарковский Тверская область

И безусловный рекорд здесь принадлежит Сапсанам, преодолевающим расстояние в 650 км между Питером и Москвой за фантастические 3 часа 35 минут. И даже Стрижи и Ласточки на маршрутах между Москвой и Нижним Новгородом пролетают 445 км в среднем за 3 часа 50 минут.

Вокзал станции Земцы на Рижском направлении

Но есть на Октябрьской железной дороге и еще один уникальный поезд про который не расскажут в рекламных проспектах и не упомянут в новостных лентах...

Поезд "Жарковский - Земцы" на станции Земцы

Это пригородный поезд "Жарковский - Земцы", который по - праву носит звание самого медленного поезда России.

Свой путь в 47 километров этот неспешный провинциальный поезд, покачиваясь на рельсах, преодолевает за 3 часа 35 минут со средней скоростью в 14 км/ч.

Главный ход станции Земцы в сторону Москвы

За это время вы на Сапсане можете добраться из Москвы в Питер, а можете сесть в этот удивительный поезд в середине "нигде" и приехать в середину "никуда".

Именно так можно охарактеризовать маршрут этого поезда на границе Тверской и Смоленских областей.

История ветки уходит своими корнями в довоенное время, когда на её месте проходила "узкоколейка" и из Жарковского вывозили лес в сторону станции Земцы на магистральном ходе направления Москва - Рига, что в 350 километрах от Москвы.

Внутри РА1, следующего на Жарковский

Одно время даже планировалось соединить Земцы с станцией Соблаго на заповедной Бологое-Полоцкой железной дороге, но этому не суждено было сбыться.

Во время Великой Отечественной Войны эта территория Тверской и Смоленских областей была оккупирована немецкой группировкой "Центр", а ветка была разрушена.

Километровые столбики-книжки

После освобождения этих районов частями Красной Армии, ветку поспешно перешили на стандартную колею 1524мм и использовали для военных перевозок.

А после войны ветку со стороны Жарковского соединили уже с Смоленской областью и станцией Сошно, где была построена Смоленская ГРЭС.

Остановка 10-км

В лучшие годы по этой ветке ходили до нескольких поездов в сутки, грузовые и пригородные, но в 1990-х годах ветка на Жарковский вновь стал тупиковой и постепенно стала хиреть.

До начала 2010-х пассажирский поезд "Земцы - Жарковский" был обычной "кукушкой" - тепловозом с одним пассажирским вагоном и ходил чуть ли не ежедневно.

Остановочный путь 10км

Пассажиров почти не было, регион отказывался финансировать региональные перевозки и постоянно поднимался вопрос о закрытии маршрута.

В 2015 году когда массово начали отменять пригородные поезда, поднялся шум в прессе и по стране прошел "бунт электричек", Путин поручил Минтрансу восстановить пригородное сообщение и поезда оставили.

Сейчас же этот пригородный поезд ходит всего два раза в неделю, по средам и воскресеньям и теперь это обычный рельсовый автобус РА1.

Станция Кащенки

Это и не удивительно, ведь пассажиров в этом поезде почти нет.

На 47 километров пути у поезда всего 4 остановки в полузабытых и полузаброшенных Тверских деревнях из которых все кто хотели уехали еще много лет назад, а те кто остались, либо имеют автомобиль, либо раз в месяц выбираются в поселок за хлебом.

Со станции Земцы с нами в вагоне ехал кондуктор, путевой рабочий и начальник станции и всё. А в Кащенках в поезд зашли три пассажира и они направлялись в Жарковский за продуктами.

Павильон станции Кащенки

Пару слов об инфраструктуре. Линия старая, на песчаном балласте, скорее всего без капитального ремонта с момента основания и с обычной жезловой блокировкой по "записке".

Увы, но все станции на этой ветке уже давно закрыты, персонал уволен и вокзалы оказались разрушены.

Вместо них РЖД поставил обычные металлические остановки - павильоны и новые вывести в корпоративной раскраске.

Вместе с каждым поездом по ветке едет начальник станции, который открывает станцию Жарковский под прибытие поезда и закрывает её на обратном пути. Такая вот сложная история...

Но вернемся к пассажирскому поезду. Наш пригородный поезд отправился с Земцов, медленно набирая ход. Казалось бы, что вот - вот и поезд разгонится, но нет.

Тук-тук, тук-тук... Неспешный пригородный поезд медленно ползет сквозь расступающиеся глухие Тверские леса и переваливается через кочки и болота.

Где-то деревья уже настолько близко подошли к полотну, что буквально царапают вагон поезда.

Размеренный и однотонный перестук колесных пар успокаивает и одновременно завораживает.

Представляю как здесь тоска промозглой серой осенью или слякотной весной.

Но летом всё иначе, зелено, солнце и тепло...

А потом, лес расступается и перед нами открывается невероятных размеров верховое болото Пелецкий мох со всех сторон. А ведь это одно из крупнейших болот во всей Европе.

Пелецкий мох

Всматриваясь в окно уже даже забываешь, что несколько часов назад был в цивилизации. Но тут смотришь вперед, а там узкая одноколейка железной дороги и одинокий входной светофор перед станцией Жарковский на невысокой насыпи, возвращают тебя в реальность.

Идеальный поезд для созерцания мира и медитации. За время в пути можно насмотреться в окно, собраться с мыслями, поразмышлять о бренности нашего бытия и даже пару раз перекусить

Прошло три часа. Наконец показалась горловина станции Жарковский и спящие маневровые и маршрутные светофоры. Наш поезд замирает. Дальше пока нельзя - станция закрыта. Несмотря на то, что мы единственные на этой ветке, существуют инструкции и регламенты РЖД, которые нельзя нарушать.

С нами в поезде едет начальник станции, он покидает поезд и пешком идет до станции, чтобы подать питание на систему сигнализации и включить светофоры. А мы покорно ждем, когда оживут светофоры.

Ну вот, загорелся красный, потом желтый и зеленый - станция нас впустила и мы медленно прибываем в Жарковский, чтобы через час отправиться в обратное 47 километровое путешествие.

А станция и ветка уснет до следующего поезда через несколько дней.

Говорят, что эта ветка стратегическая и её обслуживание финансирует Министерство Обороны, иначе РЖД давно бы закрыли это малодеятельное направление. И действительно, иногда видны следы замены деревянных шпал на чуть более свежие, хотя во многих местах уже даже не видно шпал - они просто ушли в песчаный балласт.

Поэтому и скорость движения здесь ограничена всего 15 км/ч, ведь местами стыки между рельсами похожи на огромную щель в старом сарае. Но это не помеха для самого медленного поезда в России.

Источник

Buy for 20 tokens
Buy promo for minimal price.

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded