artelyero

Category:

Чернобыль от НВО - ложь и домыслы. В чем вообще смысл сериала?

Посмотрел четыре серии «Чернобыля» в экранизации НВО, практически на одном дыхании. Залип, как говориться. Я вообще не фанат сериалов, и хотите, верьте, хотите - нет, но я не смотрел ни единой серии «Игры Престолов». Это правда, хотя иногда мне кажется, что я единственный такой человек на планете.

Тема аварии на ЧАЭС меня в свое время интересовала, немало перечитано было по ней литературы, пересмотрено документалистики, как нашей, так и западной. Отчасти интерес к ядерной теме возник и от того, что к конце 1980-х у нас на Донбассе перестало быть тайной неприятное событие – подземный ядерный взрыв на шахте «Юнком».

Радиактивные последствия взрыва, проведенного еще в 1979 году, скорее всего, еще заявят о себе в будущем, так как на закрытой шахте прекратил работу водоотлив, и когда грунтовые воды подмоют опасную зону – вопрос лишь времени. Вернемся, впрочем, к «самому правдивому» сериалу.

Примечательно, что в самом начале первой серии уже искажаются факты. На обшарпанной кухне сидит мужчина среднего возраста. Перед ним на кухонном столе стоит типа магнитофон «Скиф», и микрофон. Мужчина записывает свои воспоминания…

Дальше по сюжету становится понятно, что речь идет о Валерии Легасове. Вот только кассеты свои он не выносил шпионским образом в мусорном ведре, молниеносно пряча их от не дремлющего сотрудника «Кей Жди Би», сидящего, как положено любому подобному персонажу, в черной «Волге».

Конечно, любой «наружник» будет сидеть в 2 часа ночи в чёрной «Волге» и читать газету «Правда» при тусклом свете салонной лампочки, это ж все знают. Фильм кишит шаблонными клише об СССР, к чему только – не понятно.

Так вот, кассеты Легасова не являлись ни секретными, ни запретными материалами. Записи академика есть в открытом доступе, он их не прятал, сценаристы об этом не могли не знать. Зачем, снимая самый правдивый сериал, искажать историю, там где даже ради художественной зрелищности можно обойтись без этого – я тоже не пойму.

Далее – взрыв на станции, сопровождавшийся мощным толчком, от которого проснулись жители Припяти. Но ведь не было толчка. Как и обывателей, любующихся на пожар с мостика, «откуда лучше видно», тоже не было. Большинство спало, кто-то, уже зная, что произошло, обзванивали друзей и родственников, что бы те втихаря, не поднимая паники, сами уезжали из города. В основном те, у кого были свои машины.

Про светящийся в городе воздух, световой луч над реактором (эффект Вавилова-Черенкова), которого при данного типа аварии быть в принципе не могло и прочем радиактивном пепле, обильно выпадающем на сотрудников станции и на светлые лица любующихся пожаром детей, стоящих на мостике, я просто промолчу. Это слишком уж перебор для любого человека, интересующегося историей аварии на ЧАЭС, или хотя бы знающего физику на уровне школьного курса.

Если бы подобного рода эффекты в реальности произошли, это был бы настоящий ядерный взрыв, как на испытаниях бомб, например, но тогда не было бы уже ни станции, ни Припяти, ни окрестных сёл и городов, ни «товарищей», клишировано обращающихся друг к другу в сериале. Не припоминаю, что бы в те времена люди так общались на работе, или в быту.

«Товарищи» были лишь в официальных выступлениях и обращениях партии.

Кстати, чиновники в фильме выставлены совсем уж какими-то упырями, намеренно действующими так, что бы нанести людям максимум проблем, но в само то деле это было не так.

Чиновники были лишь тупыми и недалёкими карьеристами, боящимися пальцем пошевелить без разрешения вышестоящего начальства и скидывающих свои ошибки на других «товарищей». Тех, кто ниже по должности. В этом плане с тех пор ничего не изменилось.

Слишком сильно демонизировали и образ Дятлова, представив его некомпетентным и недалёким тираном.

Лет 10 назад я читал воспоминания некоторых сотрудников станции. Там и о Дятлове они вспоминали. Человек и в жизни не отличался добротой к сотрудникам, но вообще недалёким и некомпетентным тираном он не был.

Есть еще масса спорных моментов. Незнание врача в больнице, назодящейся рядом с атомным объектом, зачем нужен йод в таблетках, забой животных тоже тема спорная, птицы, насколько я знаю, с неба не сыпались, как и вертушки на город…

Отдельно доставил разговор министра углепрома со сменой шахтёров, проходивший на фоне автоматчиков, державших пальцы на спусковых крючках. То ли сценаристы не в курсе, что на спусковом крючке палец держат только в ходе боя, то ли так специально задумано по сюжетной линии. Ну, якобы стрельба по шахтёрам могла начаться через секунду.

Об участии шахтёров в ликвидации я напишу отдельно, раз пошла такая тема, но то, как это показано в третьей серии – полный бред.

Я почитал несколько рецензий на сериал. Кто-то возмущен тем, что американцы вновь выставили советских злыми и тупыми дураками, кто-то восхищается тем, насколько фильм правдивый, и как хорошо в нем передана атмосфера тотальной лжи и страха. Надо признать – правы обе стороны.

В техническом плане этот сериал – шедевр. Классические киноляпы есть, но их немного.

Сама бытовая атмосфера тех времен передана великолепно. Нашим филммейкерам «Чернобыль» надо изучать как образец актёрской и операторской работы, подбора аутентичного реквизита и локаций и наконец-то делать качественную картинку а не сливать бюджеты в унитаз.

Знаю, на съемах задействовали аутентичную технику той эпохи, в частности машины с проекта «Кузница Тест Драйва», замечательных ребят из Киева, там снимались. И, как оказалось, на Украине (где проходили съемки), есть еще и аутентичные интерьеры той эпохи. Будто время замерло.

Кстати, возвращаясь к началу фильма – вот не верю, что бы специалист уровня Легасова в Москве жил в замызганной «хрущевке». Зачем так сгущать краски?

Какой у меня сложился вывод. Если бы продюсеры сериала хотели в очередной раз вскрыть ложь советского режима, могли бы взять другой сюжет, не связанный с ЧАЭС. Те же, чудовищные события в Новочеркасске, произошедшие в 1962 году, о которых умалчивали аж до 90-х, в эту канву ложились бы лучше, чем техногенная авария. Более того, в произошедшем там преступлении против людей никакого оправдания для режима нет и быть в принципе не может.

Но в «Чернобыле» основной акцент делается на страхе перед невидимым, перед этим зловещим пеплом от невидимой глазу атомной угрозы, а всё остальное – лишь сюжетная обвязка.

Цель сериала, на мой взгляд – посеять этот страх у западной публики. Сейчас ведь в тренде «зеленые технологии» в энергетике. Корпорации и частные инвесторы вкладывают в эти технологии сотни миллиардов долларов, которые должны отбиваться и приносить прибыль. И если с чадащими тепловыми электростанциями всё понятно и очевидно, они загрязняют окружающую среду покруче любых дизельных «Фольксвагенов», то атомная энергетика имеет право на жизнь. При нормальной эксплуатации она дешевая и вполне экологичная.

Я уверен, что дальше будет экранизирована «Фукусима». Еще более зрелищно, и еще более страшно. Поскольку событие произошло не так давно, и о его реальных масштабах японцы умалчивают, то там фантазировать сценаристы могут как захотят. Вплоть до появления реальных зомби на острове. И под островом тоже.

Ну а там, когда общественное мнение западного обывателя будет сформировано должным образом, последует запрет на строительство новых атомных АЭС, и вывод из эксплуатации уже действующих. Ну а для стран, которые откажутся от «деатомизации» энергогенерации, последуют санкции и ограничения. Нетрудно догадаться, что пострадает от этого Россия, как производитель сборок и оборудования для АЭС.

Простите за такое количество букв, и спасибо, что уделили внимание моей писанине.

Buy for 20 tokens
Buy promo for minimal price.

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded